Kolia MARMELADNY (buisnescat) wrote,
Kolia MARMELADNY
buisnescat

Ход конём... по голове.

Парламент Украины 25 декабря с.г. таки принял закон, расширяющий полномочия Совета по национальной безопасности и обороне. И это несмотря на заключение Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины, которое подчёркивало не просто противоречие данного закона другим украинским законодательным актам, но и конституции страны. Парламентские юристы прямо заявили, что придание СНБО Украины заложенных в этом законе новых функций, разрушает утверждённый конституцией принцип разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную.


Так в чём же проблема? Совет по нацбезопасности (СНБО) и обороне до настоящего времени являлся совещательным органом при президенте Украины, и его решения носили рекомендательный характер. А то, что президент считал разумным из этих предложений, вводилось в действие его указом. А теперь, Совет получил право на создание, реорганизацию и ликвидацию министерств и прочих органов центральной исполнительной власти, а также право «принимать решения» по проекту государственного бюджета. Это прямо противоречит конституционным положениям, чётко определяющим субъекты законодательной инициативы и прописывающим право подавать проект бюджета исключительно Кабинету министров. А теперь СНБО фактически превращается альтернативный Кабинету министров орган управления, который может по своему усмотрению руководить всеми органами исполнительной власти и вторгаться в их компетенцию.

Согласно новой редакции закона, СНБО может, кроме координации и текущего контроля деятельности органов государственной власти, контролировать вопросы противодействия коррупции, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью. Это противоречит недавно принятому закону о деятельности Национального антикоррупционного бюро. Аппарат Совета национальной безопасности отныне становится юридическим лицом, а его работа осуществляется в соответствии со специальным регламентом, утверждаемым указом президента.
Существенно расширяются полномочия секретаря Совбеза. Он получает право между заседаниями Совбеза координировать и контролировать исполнение решений Совета центральными и местными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, воинскими формированиями и т.д. Он же организует работу ставки Верховного главнокомандующего (в случае её создания), участвует в рассмотрении кандидатур на должности в органах государственной власти, связанных с вопросами нацбезопасности и обороны. Но самое любопытное право - вносить на рассмотрение президента предложения по назначению и увольнению руководства воинских формирований и правоохранительных органов, а также статей госбюджета, связанных с обеспечением национальной безопасности и обороны.

То есть секретарь СНБО по своим полномочиям встаёт чуть ли не в вровень с президентом и премьером, а сам Совет по нацбезопасности - с администрацией президента и Кабмином, но при этом ни СНБО, ни его секретарь не несут никакой ответственности, поскольку их никто не избирает и не утверждает. Их назначает единолично президент. Причём лишь отдельные члены Совета по национальной безопасности входят в него на основании занимаемых должностей. Остальные же - исключительно по разумению главы государства. И еще одна немаловажная деталь - решения СНБО Украины будут приниматься не консенсусом, а простым большинством голосов.

Кому и что даёт такое нововведение? Если чисто теоретически, то:

Во-первых, у президента и главы СНБО появляется возможность напрямую влиять на министерства и государственные комитеты. Отныне глава государства или глава СНБО через Совет может элементарно обязать строптивого министра «не мешаться под ногами».

Во-вторых, президенту отныне не требуется морочить себе голову утверждением в парламенте решений об объявлении войны: теперь этот вопрос относится к компетенции СНБО.

В-третьих, президент через секретаря СНБО (или сам, как глава СНБО Украины) берёт под свой полный контроль состав министерств и госкомитетов, утверждением которых ранее занимался с подачи премьера парламент. Теперь Совет по нацбезопасности способен тасовать органы исполнительной власти по собственному разумению.

В-четвёртых, любые назначения в подразделениях силовых структур, будь то армия, МВД или СБУ, не обойдутся без согласования с секретарём СНБОУ. А кадры, как известно, решают всё.



Таким образом, глава государства (или глава СНБО) могут формировать «под себя» узкий круг назначенных людей, не несущих никакой формальной ответственности, но управляющий исполнительной властью в обход конституционных норм. В испаноязычных странах орган с подобными полномочиями и отсутствием ответственности назывался «собрание» (по-испански звучит как - «хунта») и создавался обычно после государственного переворота пришедшим к власти диктатором.
Но сказанное выше, всего лишь теоретические выкладки, без привязки к расстановке сил в нынешнем украинском политбомонде. Всё кардинально меняется, если определиться в стиле «кто есть кто»…

Учитывая, что и секретарь СНБО Александр Турчинов, и его «начальник по партии» премьер Арсений Яценюк совсем не благоволят Петру Порошенко, назначение первого на должность секретаря СНБО Украины и расширение «под него» полномочий, выглядит достаточно загадочным. Особенно если вспомнить, что 23 декабря Кабмин Украины подтвердил положение о том, что по «неотложным вопросам» правительство может принимать решения и проводить нормативные акты через парламент без обсуждения в профильных комитетах и ведомствах, без заключения Главного научно-экспертного управления Верховной Рады, а также без правовой экспертизы Минюста.
Нельзя не заметить, что всё это ослабляет позиции президента. А ведь каждый из известных «заклятых друзей» Порошенко, имеет собственные виды на президентское кресло. Так что всё это может означать либо реальную угрозу для других «центров силы», если её потребуется ликвидировать немедленно, либо уже готовый план нейтрализации диктаторских планов самого «шоколадного короля», который вполне может привести к тому, что кресло президента неожиданно займёт кто-то другой.


Александр Горохов — независимый эксперт.



***


ИМХО
Учитывая полный контроль Вашингтона над украинскими властями, сложно себе представить, что наделение новыми полномочиями Совета НБО Украины (в нарушение действующей Конституции) произошло спонтанно. Одобрение "старшего брата" в таких делах является совершенно обязательным условием ))).
В Вашингтоне ничем не рискуют, а лишь расширяют площадь "шахматной доски", в пределах которой затем будут перемещаться (в случае необходимости) выбранные "фигуры". "Барин" по своему усмотрению решит, какой холоп будет ему мыть ноги, а какой - держать свечку.

При хорошей мине и весьма посредственной игре, "старшему брату" нужно каким-то образом выбираться из ситуации, попасть в которую он совершенно не планировал (тем более, что вассалы в Европе уже озадаченно чешут в затылке, хотя внешне ещё демонстрируют свою вынужденную преданность). А вот как выбраться, без потери лица... пока неясно. Есть только видимость того, что, якобы - "всё идёт по плану".
Tags: США, Украина, интересно, по ходу дела, политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments