Kolia MARMELADNY (buisnescat) wrote,
Kolia MARMELADNY
buisnescat

Головная боль ФРС...

Представьте, что вы имеете доход в 100,000 долларов но имеете также и кредитно-карточную задолженность на сумму в 100,000 долларов, накопленную после многолетнего превышения расходов над заработком. Даже если вы прекратите жить не по средствам и брать в долг, эта серьезная долговая нагрузка останется при вас. И если процентные ставки, взимаемые по этим кредитным картам, вырастут достаточно высоко, простое обслуживание существующего долга может запросто угрожать вам банкротством. Американское правительство теперь оказывается в этой ужасной ситуации.


В период с 1983 по 2007 годы, то есть в промежутке между паниками на фондовом рынке, который длился четверть века, федеральная задолженность США ежегодно возрастала в среднем на 8,7%. Вашингтон тратил почти на 9% больше, чем получал налогов. И в годы президентства Обамы с 2009 года на удивление не слишком сильно превысил этот прецедент, когда средний прирост долга составлял 9,5%. Но чистый долларовый масштаб этого заимствования был невероятным.
За годы правления Обамы федеральный долг взлетел на 8,7 триллионов долларов, или на 87%! Этот абсолютный прирост долга за 7 лет составил столько же, сколько за предыдущие 25 лет! На протяжении четверти века до паники на фондовых биржах доходность 1- и 10-летних казначейский облигаций США в среднем составляла 5,6% и 6,9%. Эти справедливые рыночные ставки отражали, во сколько обходилось американскому правительству заимствование на рынках облигаций. Они выполняли функцию сдерживания роста задолженности, потому что было дорого платить проценты по существующему долгу. На протяжении этих 25 лет средняя эффективная процентная ставка для американского правительства составляла 6,4%.

Но манипуляции ФРС радикально изменили преобладающие процентные ставки по обеим сторонам кривой доходности. Якобы временная кризисная мера ФРС, заключающаяся в политике нулевых процентных ставок, агрессивно потащила за собой вниз все краткосрочные ставки. И американское правительство бросилось извлекать выгоду из этих дешевых денег, превращая казначейские облигации, выходящие в тираж, в новые облигации с более короткими средними сроками погашения.
И вскоре после начала политики низких процентных ставок ФРС официально запустила количественное смягчение (КС) в начале 2009 года. КС – это просто изящный эвфемизм для монетизации долга, создания новых денег из воздуха для покупки облигаций. Первая фаза КС расширилась до прямой скупки американских казначейских облигаций Федрезервом, которая продолжилась во время второй и третьей фаз КС в еще более обширных масштабах. ФРС очень прозрачно и беззастенчиво признала, что скупает казначейские облигации, чтобы манипулировать долгосрочными процентными ставками в сторону понижения.

Когда ФРС создает деньги для скупки облигаций, этот добавочный спрос стимулирует рост цен на них. А чем выше цена любой облигации, тем ниже ее доходность. КС позволило администрации Обамы брать в долг гораздо больше денег, чем она могла когда-либо надеяться в нормальных рыночных условиях. Но процент, который платило американское правительство за обслуживание этого долга, был искусственно занижен, подобно временной низкой ставке по кредитным картам.
Поскольку государственный долг стремительно рос с момента паники на фондовых рынках благодаря крайне непомерным расходам, процент, выплачиваемый на каждый доллар - падал. Предварительные данные за финансовый 2015 год, который завершился в сентябре, предполагают, что эффективная процентная ставка по всему невероятному долгу американского правительства в размере 18,7 триллиона долларов составила менее 2,2%! Это бомба замедленного действия для ФРС (тут достаточно с критической точки зрения рассмотреть повышение ставок).

Когда ФРС поднимет ставки, весь комплекс процентных ставок, включая доходы по казначейским облигациям, вырастет, чтобы это отразить. И это – колоссальная проблема для американского правительства, по уши погрязшего в долгах. За финансовый 2015 год правительству США пришлось заплатить 402 миллиарда долларов процентных выплат по своему колоссальному долгу, это меньше 2,2%. И это всего лишь около трети от средней эффективной процентной ставки за четверть века, до того, как ФРС были запущена политика низких процентных ставок и КС.
Если ФРС полностью нормализует процентные ставки, к чему ее, в конечном счете, вынудят мировые рынки облигаций, желает она этого или нет, встанет вопрос о самой финансовой устойчивости американского правительства. При средней эффективной процентной ставке (до начала политики низких процентных ставок) в размере 6,4% процентные выплаты по 18,7 триллионам долларов правительственного долга взлетят до 1200 миллиардов в год! Это, скорее всего, окажется непреодолимым препятствием для американского правительства.

Существует два вида расходов, которые несет правительство США - это необходимые и дискреционные. На первые приходится более 60% всех трат, и они осуществляются автоматически. Сюда включены гигантские социальные программы, работающие на автопилоте, вроде «Медицинского попечения» (Medicare) и «Социального обеспечения» (Social Security). Эти платежи по социальным программам невозможно сократить без громадной негативной реакции зависящих от них избирателей, и демократы ни за что не понизят правительственные выплаты.
Оставшаяся меньшая часть всех расходов является дискреционной, и включает все остальное, чем занимается федеральное правительство, включая вооруженные силы. В 2015 году на эти дискреционные расходы приходилось в сумме около 1,1 триллион долларов из 3,4 триллионов или около того. Если повышение ставок Федрезервом вернет процентные ставки к нормальным уровням, только обслуживание существующего долга будет стоить американскому правительству на 800 миллиардов долларов больше. Это поглотит почти ¾ всех дискреционных расходов правительства!

Это кошмарный сценарий для американского правительства и ФРС. Такой гигантский скачок процентных расходов вызовет катастрофические сокращения в государственных службах, включая армию (54% дискреционных расходов). Единственной альтернативой было бы «финансирование» этих растущих выплат по процентам за счет выпуска новых долговых обязательств. Но это, подобно займам по кредитным картам для выплаты процентов, только раскручивает долговую спираль.
Даже если грядущий цикл повышения ставок Федрезервом будет постепенным и пролонгированным, если мировые рынки воздержатся от давления на ФРС, последствия для американского правительства все равно будут ужасны. Если новые эффективные процентные ставки, которые США будут вынуждены платить, составят всего лишь половину от прежних, докризисных средних ставок, или 4,3%, это все равно удвоит ежегодные процентные выплаты правительства!
Резкое увеличение расходов на обслуживание долга на 400 миллиардов долларов было бы таким же катастрофическим относительно дискреционного бюджета в 1,1 триллион долларов, как и скачок на 800 миллиардов. Придется либо провести драконовские сокращения правительственных расходов на зарплаты и услуги, либо допустить масштабное увеличение дефицитов. А нынешние бюджетные дефициты являются сверхрискованными, так как они существенно увеличивают шансы на то, что мировые рынки вынудят ФРС поднять процентные ставки гораздо быстрее, чем хотелось бы её руководству.

Сегодняшние рекордно низкие процентные ставки ФРС вкупе с рекордно высокими уровнями федеральной задолженности являются чрезвычайно опасными факторами. Это в буквальном смысле бомба замедленного действия, которая действительно грозит банкротством правительству США! Я решительно подозреваю, что эта жуткая ситуация гораздо сильнее давит на умы чиновников Федрезерва, когда дело доходит до решения о повышении ставок, чем обычные проблемы, связанные с занятостью, инфляцией и рыночным влиянием.
Благодаря поразительно безрассудным чрезмерным правительственным тратам при Обаме, ставших возможными из-за политики низких процентных ставок и КС со стороны ФРС, существует реальная возможность того, что ФРС не сможет даже попытаться начать новый полноценный цикл повышения ставок. Конечно, руководство ФРС может попытаться манипулировать ставкой в сторону её понижения навсегда, но при этом будет рисковать самим своим существованием.
Циклы повышения ставок ФРС нанесут очень большой ущерб фондовым рынкам. Конец легких денег ударит по акциям сразу с нескольких фронтов. Более высокие ставки замедлят государственные расходы в целом, что негативно скажется на корпоративных продажах и прибылях. Помимо всего этого, рост доходности по облигациям превратит акции в относительно менее привлекательные активы. Так что фондовые рынки не достигнут успеха в цикле повышения процентных ставок.

А если учесть, что судьба фондовых рынков в конце следующего года имеет 90-процентный шанс на предсказание результата следующих президентских выборов, трудно представить, чтобы глава ФРС Джанет Йеллен взяла на себя риск абсолютной гарантии проигрыша своей партии. А так как повышение ставки вначале приведёт к быстрому росту федерального дефицита, сокращение госрасходов будет встречено агрессивным сопротивлением. Поэтому ФРС под началом Йеллен едва ли поднимет ставки фактически в год президентских выборов.
С такими серьезными последствиями для главы ФРС с трудом представляется новый большой цикл повышения ставок. Крайне маловероятно, чтобы управляемый демократами, при сверхмягкой политике, ФРС рискнул подорвать управляемое демократами феноменально расточительное американское правительство. С помощью своих дико безответственной политики ФРС создала американскую долговую бомбу, которую, похоже, невозможно обезвредить.
Радикально беспрецедентная политика доступных денег ФРС с начала паники на фондовой бирже создала опасную бомбу государственной задолженности. Политика нулевых процентных ставок и количественное смягчение искусственно занизили процентные ставки по долгам до рекордных минимумов, сделав возможным эпический перерасход средств демократическим правительством при Обаме. Возникшая в результате долговая нагрузка стала настолько масштабной, что просто нормальные процентные ставки в буквальном смысле обанкротят американское правительство.

Суровая реальность этой ситуации, скорее всего, означает продолжение заниженных ставок на более длительный период времени. ФРС сможет осуществлять некоторые символические повышения ставок через неопределенные промежутки времени, но полная нормализация ставок всё равно не произойдет, учитывая смертельный риск таких мер для правительства США. Поэтому активами, которые будут с наибольшей вероятностью процветать при сценарии длительно заниженных ставок, в конце концов станут драгметаллы.


Адам Хамильтон (Ведущий комментатор компании ZealLLC).


***


ИМХО
Описанные Адамом Хамильтоном процессы обещают быть постепенными (если не случится ничего такого, что заставит развиваться ситуацию лавинообразно) и растянуться на относительно длительный период. Однако тем, кто хотел бы подготовиться к грядущим пертурбациям, не стоит себя успокаивать и готовиться к ним заранее. Оно так вернее будет... ))))
Tags: государственный долг, долговой кризис, доллар США, интересно, по ходу дела
Subscribe

  • Проблемы уже за углом?

    Активные разговоры о кризисе обычно начинаются тогда, когда он уже в разгаре. До этого обсуждать угрозу в инвестиционном сообществе не принято.…

  • О "бомбе замедленного действия" ...

    Специалисты Deutsche Bank предупредили о возможном кризисе, вызванном инфляцией. Они считают, что концентрация на мерах стимулирования экономики при…

  • Под сладкие песни сирен ...

    Исповедь фондового трейдера. Фондового трейдера с тремя днями опыта: «Я знаю лишь то, что зарабатываю деньги – возможно, 300 долларов в день».…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments