Kolia MARMELADNY (buisnescat) wrote,
Kolia MARMELADNY
buisnescat

Купи себе статус и... немного счастья :))



Подкатом я разместил интересный материал о «товаре» в постиндустриальном обществе. Казалось бы, экономика производит всё, что необходимо для жизни. Однако она не может производить счастье, здоровье, сексуальную привлекательность, социальный статус. Но почему бы не убедить обывателя, что и это он тоже может купить! ))))


Теория делит потребности на насыщаемые и не насыщаемые. Когда к середине XX века хозяйственные системы развитых стран, наконец, справились с удовлетворением насыщаемых потребностей (большинство граждан были накормлены, одеты и имели достаточно времени на сон и досуг), естественным образом встал вопрос о дальнейшем росте. И тогда экономика, полностью эмансипированная в рамках либеральной модели, переключилась на не охваченную доселе сферу потребностей не насыщаемых.

Абсурд этого перехода в том, что, в силу самой своей природы, экономика не может производить счастье, здоровье, сексуальность, социальный статус. Как и тысячи лет назад, ее возможности не простираются дальше производства товаров и услуг. Для того чтобы появилась возможность (или хотя бы видимость) удовлетворения не насыщаемых потребностей, необходимо осуществлять их искусственное связывание в сознании потребителя с объектами материального производства и услугами. И тогда автомобиль "Мерседес" становится не просто средством передвижения, а персональным "доступом на новый уровень", а пастила "Шармэль" превращается в "маленькую женскую радость". Так осуществляется конвертация фундаментальных не насыщаемых потребностей индивида в потребности опредмеченные (или объективированные).

Крайне важно, что любая объективированная потребность является насыщаемой по своей сути: человеку незачем иметь в гараже двадцать автомобилей "Мерседес" или покупать ежедневно по десять упаковок пастилы "Шармэль". Возникает противоречие между не насыщаемостью фундаментальных потребностей в счастье, статусе, сексуальности и т.п. и насыщаемостью потребностей в конкретных товарах и услугах. Сниматься оно может единственным образом: путем безграничного увеличения количества последних. Именно здесь кроются возможности для непрерывного роста, который уверенно демонстрирует экономика последних десятилетий.
Товарную потребность в таком случае можно разделить на две составляющие: утилитарную и символическую. Утилитарная потребность в том или ином товаре является функцией его полезности, основанной на наборе присущих товару свойств. Это потребность в автомобиле как средстве передвижения и пастиле как источнике калорий и вкуса. Символическая потребность, в свою очередь, определяется тем, насколько прочно данный товар связан в сознании потребителя с возможностью удовлетворения той или иной не насыщаемой потребности. Если первая характеризует товар как материальный объект, то вторая – как символ.

Символы, главенствующие в обществе постиндустриализма, производятся в рамках общественных институтов и могут иметь различную степень сложности: от рекламных слоганов до грандиозных конструкций, служащих интересам целых промышленных отраслей: ГМО, свиной грипп, нанотехнологии и т.д. – важно не то, насколько истинны или ложны изначальные предпосылки, а то, что дискурс вокруг данных вопросов разворачивается преимущественно в иррациональной, мифологической плоскости.
Генезис утилитарной и символической составляющих товарной потребности в корне различен. Первая формируется личностью самого потребителя, который в какой-то момент времени может захотеть соленого, в какой-то – сладкого, и на основе того или иного желания произведет выбор лакомства, исходя из собственных вкусовых предпочтений. Символическая потребность, напротив, оказывается сугубо внешней по отношению к человеку и создается с помощью инструментов маркетинга, являясь, таким образом, функцией капитала производителя. Утилитарная потребность имманентна потребителю, символическая – отчуждена от него.

В качестве одного из синонимов "общества потребления" Бодрийяр предлагает термин "общество утилизации". Я, со своей стороны, утверждаю, что утилизация в постиндустриальном обществе связана, в первую очередь, с относительно новым явлением морального износа товаров потребительского использования.
В промышленной сфере этот процесс обязан интенсификации научно-технического прогресса и имеет четкий экономический смысл: оборудование морально устаревает в тот момент, когда дальнейшее его использование становится невыгодным, в силу появления более производительных и менее ресурсоемких аналогов.
Иначе обстоит дело с товарами индивидуального потребления. Моральный износ здесь происходит из-за постоянного замещения в матрице системы вещей одних товаров другими, благодаря работе маркетинговых механизмов и, косвенно, научно-техническому прогрессу. В случае, когда речь идет о потреблении нетехнологичных или низкотехнологичных товаров длительного пользования, как элементы интерьера, одежда, мебель, всевозможные арт-объекты, задачу технического прогресса выполняет мода. Срок жизни символической составляющей оказывается в разы меньше утилитарной, поскольку в процессе потребления первая исчерпывается полностью, а последняя – лишь отчасти. Большая же ее часть уничтожается.

Потребности создают спрос, который также оказывается в значительной мере отчужден от потребителя. Именно отчужденный спрос – как функция капитала производителя - является главным фактором экономики постиндустриализма. По мере роста финансовых показателей, его доля растет. Следом меняется и главный двигатель торговли – реклама – теряя свою информационную функцию и окончательно переходя в сферу символического.
По мере отчуждения спроса, экономические отношения сходятся в замкнутый контур: производитель осуществляет финансирование институтов и общественных организаций, которые занимаются производством символов. Покупатель, потребляя эти символы, продуцирует отчужденный спрос, удовлетворяемый все тем же производителем посредством товарного предложения. Капитал производителя разделяется на два потока, один из которых направляется на производство товаров, то есть на товарное предложение, а другой – на создание отчужденного спроса. Возникает пугающая ситуация, при которой капитал становится самодостаточен.
Чем больше производится материальных ценностей, тем более увеличивается масса капитала, тем, соответственно, больше существует возможностей для создания товарного предложения и отчужденного спроса. Начинается экспоненциальный рост капитала, не зависящий более от потребностей общества в этом росте.

Рост осуществляется в двух симметричных направлениях: с одной стороны, происходит непрерывное наращивание валовой стоимости потребляемых товаров и услуг (и, как следствие, рост ВВП), с другой – увеличение скорости обращения и объема денежной массы, которая в големизированной экономике становится тождественна капиталу.
Отчужденный спрос и товарное предложение оказываются в прямой зависимости от общей массы капитала. Потребности, имманентные потребителю как личности, растут незначительно, особенно в развитых странах, где повсеместно отмечается убыль населения. Но вслед за экспоненциальным ростом капитала, происходит экспоненциальный рост отчужденных потребностей. Наступает последняя стадия отчуждения: человек отчужден от собственных желаний – по сути, сам от себя.
Доминирующую роль в этом новом обществе играет капитал. Избитое выражение "Деньги правят миром" приобретает, наконец, свой окончательный смысл: правит не тот, кто владеет деньгами, а именно сами деньги. Потребитель необходим капиталу только в качестве посредника. Наступает эра реальной доминации капитала. Причем чем большее количество денег пропускает через себя тот или иной потребитель, тем большую долю в его товарном спросе составляет спрос отчужденный, тем, соответственно, более его эксплуатирует капитал. Отчуждение распространяется на весь социум в пропорции, соответствующей доходам его членов. Классовое общество уходит в историю: капитал эгалитарен.
Tags: общество, психология
Subscribe

  • О росте цены на золото...

    Учитывая тот факт, что фьючерсы - это, по сути, «бумажные» контракты, большая часть которых не заканчивается поставкой, манипулировать ценами на…

  • Об отмене НДС на слитковое золото в РФ...

    Федеральный закон от 26.07.2019 № 212-ФЗ "О внесении изменений в статью 149 части второй....", можно почитать по ссылке…

  • Тягомотина ...

    Группа депутатов внесла в Госдуму РФ законопроект об освобождении с 1 января 2020 года от НДС золота в слитках при его реализации. Это следует из…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments