Kolia MARMELADNY (buisnescat) wrote,
Kolia MARMELADNY
buisnescat

Китайские авианосцы скоро станут реальностью...



Создание мощного и современного флота, способного выполнять широкий спектр задач в Мировом океане и соперничать с ВМС других держав – такую задачу ставит Китай. По оценкам иностранных экспертов, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) активно осуществляет модернизацию своих военно-морских сил, ускоряет строительство надводных кораблей различных классов, наращивает подводный флот. Китайские атомные субмарины произвели фурор на прошлогоднем морском параде в Циндао во время празднования 60-летия ВМС НОАК. Но было очевидно, что символом мощи станут не они. Ключевая роль в доктрине по усилению флота отводится авианосцам.
В последние годы китайцы активно изучают различные типы этих гигантских кораблей, ставя задачу обзавестись в скором будущем собственным первым «плавучим аэродромом». В Пекине исходят из того, что это не только один из мощных видов вооружений, но и символ значимости и могущества нации. Речь идет о престиже государства. В настоящее время Китай технологически вплотную приблизился к тому моменту, когда он уже способен начать самостоятельно создавать корабли такого класса.


После распада СССР Китай приобрел несколько тяжелых авианесущих крейсеров («Минск», «Киев» и недостроенный «Варяг»). Первые два служат туристическими аттракционами в городах Шэньчжэнь и Тяньцзинь. А находившийся в порту Далянь «Варяг», по имеющимся данным, был подвергнут перестройке и модернизации с тем, чтобы его можно было использовать для тренировки пилотов для будущих китайских авианосцев.
Именно этот корабль, по данным зарубежных военных экспертов, был взят за основу в проекте постройки китайского «плавучего аэродрома».
По имеющимся прогнозам, к 2020 году Китай намерен построить до четырех авианосцев среднего класса водоизмещением около 65 тысяч тонн.
Авианосные группы планируется развернуть в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях для обеспечения безопасности путей перевозки энергоносителей и защиты территориальных вод.
Первым китайским авианосцем станет собственно сам «Варяг», который может быть введен в строй к 2012 году для использования в качестве учебного и испытательного образца, «плавучей школы» для тренировки палубных летчиков. Известно, что за прошедшие годы китайцы тщательно изучили и модернизировали «Варяг», купленный в 1998 году у Украины по цене металлолома (за 20 миллионов долларов). Но в ближайшей перспективе они готовы уже самостоятельно приступить к постройке новых кораблей подобного класса. Первый из них, как ожидается, будет спущен на воду в 2015 году. По своей конструкции он будет идентичен российскому тяжелому авианесущему крейсеру «Варяг» и фактически являться его копией – так считает гонконгский эксперт по проблемам обороны и безопасности в Восточной Азии, директор военно-аналитического информационного и издательского центра «КАНВА» Андрей Чан.
Об этом, по его словам, свидетельствуют фотоснимки огромного полноразмерного макета палубной части авианосца с рубкой, который выполнен из бетона в окрестностях китайского города Ухань. По словам эксперта, это точная копия надпалубной надстройки «Варяга».
Отвечая на вопрос, зачем потребовалось создавать такой макет в натуральную величину, эксперт пояснил, что китайцам при строительстве авианосца требуется учесть множество технических нюансов, провести целый ряд сложных расчетов и изысканий, связанных, в том числе, с установкой и отладкой радиолокационного и прочего многочисленного оборудования. В частности, серьезного изучения требует такой вопрос, как особенности прокладки на борту протяженных «паутин» различных кабелей и коммуникаций, отметил Чан. Всеми этими работами, уточнил он, как раз занимается научно-исследовательский институт номер «701» в городе Ухань. Постройка же самого авианосца будет осуществляться на верфях в Шанхае.

По мнению ряда других экспертов, для создания собственного авианосца Китаю еще предстоит решить множество технических задач, связанных с обеспечением совместимости различных бортовых и боевых систем. При этом, часть оборудования предполагается импортировать из России и Украины. Однако, становится очевидным, что в случае копирования конструкции авианесущего крейсера «Варяг» будут нарушены положения двустороннего соглашения об охране интеллектуальной собственности, подписанного между Россией и Китаем на заседании межправительственной комиссии по ВТС в декабре 2008 года. Эта проблема так же требует своего разрешения.

Вместе с тем до конца не ясно, какой тип самолетов будет в итоге использован Китаем для комплектации «плавучих аэродромов». Переговоры с Россией о поставке палубных истребителей Су-33 зашли в тупик из-за разногласий о минимальном размере партии. Китайская сторона добивалась закупки первоначально двух Су-33 «для оценки их летно-технических характеристик». Россия отвергла такой вариант, опасаясь утечки технологий, как это уже было с самолетом J-11B (копией Су-27). Тогда китайская сторона увеличила свое предложение до 14 истребителей, но такой заказ запускать в производственную линию Россия посчитала невыгодным.
Впрочем, китайские конструкторы всё же преуспели в копировании истребителя Су-33. Уже создан первый прототип палубного истребителя, получивший название J-15 (Цзянь-15), который, по сути, является копией Су-33 но более ранней модификации времён СССР.
Шэньянская авиастроительная корпорация в ноябре прошлого года сконструировала аналог Су-33 на основе экземпляра самолета Т10К советских времен, который Китай купил в свое время у Украины. Так что китайским инженерам путём копирования удалось решить проблему, связанную с недоступной им ранее технологией функционирования складывающегося крыла палубных истребителей. Правда пока неизвестно, совершил ли созданный прототип испытательный полет.
Главная проблема заключается в авиадвигателях для боевых самолетов, создание которых пока является самым слабым местом китайской авиапромышленности. Так, китайские турбореактивные двигатели «Тайхан» (WS-10A) находятся в стадии дальнейшей доработки, они имеют плохую репутацию и пока не пригодны для использования в ВВС. В этой связи у Китая не остается другого выбора, кроме как использовать российские авиадвигатели АЛ-31Ф.

Надо отметить то большое содействие, которое оказало Китаю Украина в деле развития авианосной программы. Ведь украинцы не только продали КНР истребитель Су-33 и недостроенный «Варяг», но и предоставили пакет необходимой технической документации с Черноморского судостроительного завода в Николаеве. Более того, имеются данные, что Киев также оказывает содействие КНР в программе подготовки палубных летчиков для авианосцев.
Ведь подготовить достаточное количество палубных пилотов, способных совершать маневры в сложных погодных условиях и ограниченного пространства – одна из главных трудностей, стоящих перед Народно-освободительной армией Китая на пути к введению в строй авианосного флота.

Пекин пока официально не подтверждает факт начала строительства «плавучего аэродрома». Но китайские военные за последние два года неоднократно подчеркивали потребность и неотъемлемое право КНР на обладание таким кораблем, который «должен быть у каждой великой державы». При этом в Пекине заверяют, что этот вид вооружений необходим «исключительно для защиты» побережья страны. «Даже если у нас когда-нибудь и появится авианосец, то, в отличие от других стран, мы не станем использовать его в целях глобального развертывания» – заявлял представитель министерства обороны КНР Хуан Сюэпин.
Вряд ли, однако, эти слова успокоят тех, кто опасается усиления военно-морских сил Китая. Помимо Тайваня это Япония, Вьетнам и ряд других стран, с которыми у КНР есть территориальные споры. Уже сейчас Китай начал усиливать присутствие и патрулирование в спорных районах Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.
«Соседям Китая пора бы начать привыкать к присутствию ВМС КНР в азиатских водах» – заявил на страницах газеты «Саут Чайна морнинг пост» отставной генерал НОАК Сюй Гуанъюй. Он констатировал, что Китай на протяжении последних десятилетий практически не проявлял присутствия в своих экономических эксклюзивных зонах, и это, по его мнению, было ненормальным. И вот теперь КНР возобновляет там своё присутствие.

Кроме того, раздражение Китая вызывает регулярное появление в непосредственной близости от своих берегов кораблей американских ВМС, занимающихся сбором разведывательной информации (в том числе о китайских подводных лодках). Путем кардинального усиления своего флота КНР хочет создать серьезный противовес американским силам в бассейне Тихого океана.
Другая важная задача китайских ВМС будет состоять в проведении операций по обеспечению безопасности поставок энергоносителей, остро необходимых бурно развивающейся китайской экономике. Кстати, Китай уже начал демонстрировать свое присутствие в водах Мирового океана, активно включившись в борьбу с сомалийскими пиратами.
Tags: КНР, Китай, оружие, политика Китая
Subscribe

  • Дядя Даг не стесняется в выражениях ...

    Давосская тусовка стала видным элементом правящего класса, несмотря на то, что она частично совпадает со многими другими группами, продвигающими…

  • "Пузырь" может скоро лопнуть ...

    Известный британский инвестор Джереми Грэнтэм пророчит США экономический кризис, который превзойдет Великую депрессию в XX веке. Он отмечает, что на…

  • Дестабилизирующий фактор ...

    Цена природного газа в Европе, достигшая 1 октября 2021 года 1200 долларов за тысячу кубометров, соответствует в эквиваленте цене нефти в 190…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments